bow wow
СвятогорСвятогор.
В русской мифологии, герой-воин. Сын Рода, Творца Вселенной и Матери-сырой земли. Родился в Святых горах (отсюда и имя). В начале времен охранял столб, который поддерживал небесный свод. Затем правил в Царь-граде. От Мокоши узнал, что ему суждено жениться на чудовище, обитающим за морем. Отправившись искать свою суженную, приплыл на остров, где стоял обезлюдевший город с обветшавшими домами. там увидел на развалинах храма змею. Ужаснувшись, ударил ее мечом и, чтобы замолить этот грех, оставил на алтаре храма золотой алтын, после чего отплыл с острова. Но змея не умерла: после отплытия Святогора с острова она превратилась в прекрасную царицу Пленку. Прежде она была заколдована Царем Морским, за которого отказалась выйти замуж. Золотой алтын Святогора, который Пленка пустила в оборот, принес ей неисчислимые богатства. Ее город стал вновь многолюдным, в нем были построены прекрасные дворцы и храмы. Снарядив караван кораблей, нагруженных золотом и драгоценными камнями, Пленка отправилась торговать в Царьград, где повстречала Святогора. Они поженились. От их брака родилось много дочерей Пленкинь, от которых вели род многие народы. Проведав свой путь в Ирий, небесное царство богов, Святогор взгромоздил гору на гору, поднфлся на небосвод и прошел по звездной дороге к трону Вышеня, которого упросил сделать его сильнее и мудрее всех богов и духов. Вышень исполнил его желание, но предупредил, что Святогора пересилит камень и что ему не уберечься от человеческой хитрости. Святогор похвалялся, что поднял бы землю, если бы "тяги нашел". Владел "Вещерской книгой", которая "все ему рассказывала". Отдал одну из своих дочерей, Мерю, за человека Вана, который перехитрил его. Ипытать силу Святогора приезжал Перун, но не смог осилить его и побратался с богатырем. Повстречав однажды Велеса с "сумой переметной", спросил, что тот несет. Велес предложил ему поднять "суму" - Святогор чуть приподняд ее и увяз по пояс в земле. В "суме" оказался черный камень, вобравший в себя всю "тягу земную". Сбылось предсказание Вышеня, и побежденный камнем Святогор обратился в гору, позднее названную Арарат.
В поздних былинах Святогор выступал в качестве так называемого "бесполезного" богатыря, носителя чрезмерной и бессмысленной силы, не совершавшего достойных подвигов. Повстречавшись с Ильей Муромцем, позволил тому трижды ударить себя палицей, сравнивая его удары с укусом "комарика", а затем положил его в карман вместе с конем. Вместе с Ильей Муромцем примерял каменный гроб, встреченный ими в пути. Гроб оказался впору Святогору, однако он не смог выбраться из него, поскольку не сумел снять крышку. Перед смертью с дыханием передал Илье часть своей силы.
Святогор обладал большим ростом: "конь его - выше леса стоячего, задевает шлем тучи ходячие". Когда ехал коне, держал в правой руке орла.
Также Святогора звали Святовит.
Добрыня НикитичДобрыня Никитич
В русской мифологии, второй по значению после Ильи Муромца богатырь. Родился в Рязани. Сын богатого "гостя" Никиты Романовича, который умер, когда Добрыня еще находился во чреве матери, Амелфы Тимофеевны. Благодаря материнскому воспитанию научился "вежеству", пению, игре на гуслях и в шахматы, меткой стрельбе из лука. Еще в ранней юности "стал молоденький Добрынюшко Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать... малых змеенышей потаптывать". Возмужав, поступил в свиту киевского князя Владимира Красное Солнышко, выполнял непосредственные поручения князя. Позднее по желанию княгини вел переговоры с каликами перехожими. Вместе с Василием Казимировичем по воле князя ездил собирать дань в Орду. Для совершения своего главного подвига, уничтожения Змея Горыныча, отправился к месту его обитания на Пучай-реке. Несмотря на предупреждение матери и красных "девушек-портомойниц", всупил в воды враждебной ему Пучай-реки. Из первой речной струи "огонь секся", из второй - "искра сыпалася", из третьей - "дым столбом валил". Когда четвертая струя вынесла Добрыню на середину реки, прилетел Змей Горыныч, который "дождил дождем" и сыпал огненными искрами на безоружного богатыря. Добрыня несколько раз нырял в глубь реки, прежде чем оказался на берегу, где, вступив в поединок, сокрушил Змея. Когда Змей пал на "сыру землю", Добрыня собрался уже срубить Змею головы, но тот вымоли пощаду у богатыря. Добрыня отпустил Змея с уговором никогда впредь не "вредить земле русской". Однако Змей вероломно нарушил свое обещание и, пролетая над Киевом, похитил любимую племянницу князя Забаву Путятишну. Князь поручил Добрыне освободить ее. Добрыня достиг "нор змеиных", спустился в них, освободил Забаву и "полоны русские". После этого Добрыню заманила к своему дому Маринка, "отравщица", "корньщица" и "чародейница". Маринка изготовляла приворотные зелья, срезала следы с земли и сжигала их с целью нанесения вреда, употребляла колдовские чары, обращая людей в животных, сама оборачиваясь сорокой. Была любовницей Змея тугарина. Ее дом находился в дурном месте - в Маринкином переулке, в татарской слободе. Подойдя к ее дому, Добрыня Никитич увидел целующихся у окошка Маринку и тугарина Змея. Пустив стрелу, он убил Тугарина. Маринка предложила ему себя в жены. Добрыня удержался от соблазна, и Маринка пустила в ход свои колдовские чары. Опоив богатыря отравой, она сумела женить на себе Добрыню, но их венчание происходило не у алтаря, а в поле, у ракитового куста. Затем Маринка превратила добрыню в "гнедого тура". На помощь сыну пришла мать, Амелфа тимофеевна. Маринка, обратившись птицей, полетела к добрыне-туру и пообещала вернуть ему человеческий образ, если он женится на ней. Добрыня согласился, но, вернув себе прежний облик, убмл Маринку, обратил ее в "кобылу водовозную" (сороку).
Вместе с богатырем дунаем ивановичем ездил к литовскому королю сватать его старшую дочь Апраксу-королевишну за князя Владмира. Вызволил Дуная из "погрубов глубоких", куда его засадил литовский король. После этого женился на Настасье Никулишне.
Уезжая в "чисто поле" в поисках "супротивника", завещал жене ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за своего "крестового братца" Алешу Поповича. Настасья Никулишна верно ждала своего мужа, но Алеша Попович принес ей ложную весть о гибели Добрыни, а Владимир в качестве свата просил ее выйти замуж за Алешу. Настасья была вынуждена согласиться против воли. Во время свадебного пира появился Добрыня в одежде скомороха и попросил поиграть на гуслях - и тогда Настасья узнала в неизвесном певце мужа (вариант - кольцо). Добрыня намеревался расквитаться с Алешей, но присутствовавший на пиру Илья Муромец выступил примирителем, напомнив обоим, что они "братья крестовые". Все присутствующие на пиру гости единодушно признали моральное превосходство Добрыни и неправоту Алеши Поповича.
TBC...
В русской мифологии, герой-воин. Сын Рода, Творца Вселенной и Матери-сырой земли. Родился в Святых горах (отсюда и имя). В начале времен охранял столб, который поддерживал небесный свод. Затем правил в Царь-граде. От Мокоши узнал, что ему суждено жениться на чудовище, обитающим за морем. Отправившись искать свою суженную, приплыл на остров, где стоял обезлюдевший город с обветшавшими домами. там увидел на развалинах храма змею. Ужаснувшись, ударил ее мечом и, чтобы замолить этот грех, оставил на алтаре храма золотой алтын, после чего отплыл с острова. Но змея не умерла: после отплытия Святогора с острова она превратилась в прекрасную царицу Пленку. Прежде она была заколдована Царем Морским, за которого отказалась выйти замуж. Золотой алтын Святогора, который Пленка пустила в оборот, принес ей неисчислимые богатства. Ее город стал вновь многолюдным, в нем были построены прекрасные дворцы и храмы. Снарядив караван кораблей, нагруженных золотом и драгоценными камнями, Пленка отправилась торговать в Царьград, где повстречала Святогора. Они поженились. От их брака родилось много дочерей Пленкинь, от которых вели род многие народы. Проведав свой путь в Ирий, небесное царство богов, Святогор взгромоздил гору на гору, поднфлся на небосвод и прошел по звездной дороге к трону Вышеня, которого упросил сделать его сильнее и мудрее всех богов и духов. Вышень исполнил его желание, но предупредил, что Святогора пересилит камень и что ему не уберечься от человеческой хитрости. Святогор похвалялся, что поднял бы землю, если бы "тяги нашел". Владел "Вещерской книгой", которая "все ему рассказывала". Отдал одну из своих дочерей, Мерю, за человека Вана, который перехитрил его. Ипытать силу Святогора приезжал Перун, но не смог осилить его и побратался с богатырем. Повстречав однажды Велеса с "сумой переметной", спросил, что тот несет. Велес предложил ему поднять "суму" - Святогор чуть приподняд ее и увяз по пояс в земле. В "суме" оказался черный камень, вобравший в себя всю "тягу земную". Сбылось предсказание Вышеня, и побежденный камнем Святогор обратился в гору, позднее названную Арарат.
В поздних былинах Святогор выступал в качестве так называемого "бесполезного" богатыря, носителя чрезмерной и бессмысленной силы, не совершавшего достойных подвигов. Повстречавшись с Ильей Муромцем, позволил тому трижды ударить себя палицей, сравнивая его удары с укусом "комарика", а затем положил его в карман вместе с конем. Вместе с Ильей Муромцем примерял каменный гроб, встреченный ими в пути. Гроб оказался впору Святогору, однако он не смог выбраться из него, поскольку не сумел снять крышку. Перед смертью с дыханием передал Илье часть своей силы.
Святогор обладал большим ростом: "конь его - выше леса стоячего, задевает шлем тучи ходячие". Когда ехал коне, держал в правой руке орла.
Также Святогора звали Святовит.
Добрыня НикитичДобрыня Никитич
В русской мифологии, второй по значению после Ильи Муромца богатырь. Родился в Рязани. Сын богатого "гостя" Никиты Романовича, который умер, когда Добрыня еще находился во чреве матери, Амелфы Тимофеевны. Благодаря материнскому воспитанию научился "вежеству", пению, игре на гуслях и в шахматы, меткой стрельбе из лука. Еще в ранней юности "стал молоденький Добрынюшко Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать... малых змеенышей потаптывать". Возмужав, поступил в свиту киевского князя Владимира Красное Солнышко, выполнял непосредственные поручения князя. Позднее по желанию княгини вел переговоры с каликами перехожими. Вместе с Василием Казимировичем по воле князя ездил собирать дань в Орду. Для совершения своего главного подвига, уничтожения Змея Горыныча, отправился к месту его обитания на Пучай-реке. Несмотря на предупреждение матери и красных "девушек-портомойниц", всупил в воды враждебной ему Пучай-реки. Из первой речной струи "огонь секся", из второй - "искра сыпалася", из третьей - "дым столбом валил". Когда четвертая струя вынесла Добрыню на середину реки, прилетел Змей Горыныч, который "дождил дождем" и сыпал огненными искрами на безоружного богатыря. Добрыня несколько раз нырял в глубь реки, прежде чем оказался на берегу, где, вступив в поединок, сокрушил Змея. Когда Змей пал на "сыру землю", Добрыня собрался уже срубить Змею головы, но тот вымоли пощаду у богатыря. Добрыня отпустил Змея с уговором никогда впредь не "вредить земле русской". Однако Змей вероломно нарушил свое обещание и, пролетая над Киевом, похитил любимую племянницу князя Забаву Путятишну. Князь поручил Добрыне освободить ее. Добрыня достиг "нор змеиных", спустился в них, освободил Забаву и "полоны русские". После этого Добрыню заманила к своему дому Маринка, "отравщица", "корньщица" и "чародейница". Маринка изготовляла приворотные зелья, срезала следы с земли и сжигала их с целью нанесения вреда, употребляла колдовские чары, обращая людей в животных, сама оборачиваясь сорокой. Была любовницей Змея тугарина. Ее дом находился в дурном месте - в Маринкином переулке, в татарской слободе. Подойдя к ее дому, Добрыня Никитич увидел целующихся у окошка Маринку и тугарина Змея. Пустив стрелу, он убил Тугарина. Маринка предложила ему себя в жены. Добрыня удержался от соблазна, и Маринка пустила в ход свои колдовские чары. Опоив богатыря отравой, она сумела женить на себе Добрыню, но их венчание происходило не у алтаря, а в поле, у ракитового куста. Затем Маринка превратила добрыню в "гнедого тура". На помощь сыну пришла мать, Амелфа тимофеевна. Маринка, обратившись птицей, полетела к добрыне-туру и пообещала вернуть ему человеческий образ, если он женится на ней. Добрыня согласился, но, вернув себе прежний облик, убмл Маринку, обратил ее в "кобылу водовозную" (сороку).
Вместе с богатырем дунаем ивановичем ездил к литовскому королю сватать его старшую дочь Апраксу-королевишну за князя Владмира. Вызволил Дуная из "погрубов глубоких", куда его засадил литовский король. После этого женился на Настасье Никулишне.
Уезжая в "чисто поле" в поисках "супротивника", завещал жене ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за своего "крестового братца" Алешу Поповича. Настасья Никулишна верно ждала своего мужа, но Алеша Попович принес ей ложную весть о гибели Добрыни, а Владимир в качестве свата просил ее выйти замуж за Алешу. Настасья была вынуждена согласиться против воли. Во время свадебного пира появился Добрыня в одежде скомороха и попросил поиграть на гуслях - и тогда Настасья узнала в неизвесном певце мужа (вариант - кольцо). Добрыня намеревался расквитаться с Алешей, но присутствовавший на пиру Илья Муромец выступил примирителем, напомнив обоим, что они "братья крестовые". Все присутствующие на пиру гости единодушно признали моральное превосходство Добрыни и неправоту Алеши Поповича.
TBC...
@музыка: "Закрыть глаза"
@темы: Ich bin библиофил...
кстати, откажись он от мысли использовать в качестве основы былинных персонажей, книга бы лучше продавалась.
И вообще, Плешаков поменял мой взгляд на героев. Раньше я Алешу Поповича не то, чтобы не долюбливала, но вызывал он у меня чувство брезгливости. А сейчас... Я люблю этого парня)). Всем сердцем)).
ты всё уже прочла, а то я боюсь наспойлерить?))
А Илья Муромец у меня вызвал недоумение. Плешаков явно его не любит...
а, ну дочитаешь третий роман, можно будет делать выводы, насколько плешаков не любил илью. неоднозначно там всё...)
как только прочитаю, займусь сортировкой ощущений))
Интересно будет обсудить, когда дочитаем.))
ты мне дай знать, когда дочитаешь)). Словимся в асе, да?